Всеросийский социальный центр семьи, материнства и детства

Народные предприятия и их преимущество

Дорогие соотечественники, я не собираюсь удивлять вас открытием нового закона счастливой жизни. Речь пойдёт об истинных ценностях, которые провозгласил нам Господь в своих Заповедях, вот уже более двух тысяч лет назад, но до сих пор в полной мере невостребованных человечеством.

 

Заповеди Божии и есть Основной Свод Законов бытия человека, данный нам не для наказания, а как доброе предупреждение Господне о неизбежности тяжких последствий в случае их несоблюдения. Не исполнять Заповеди  всё равно, что рубить сук, на котором сидишь – падение последует непременно. Именно этим Закон Божий и отличается от Законов, созданных человеком, наказание за нарушение которых можно избежать, если вина окажется недоказанной. Надо отметить, что на всём протяжении истории человечества, последнему это нередко удаётся, причём, как правило, с помощью «звонкого металла», хотя звон этот достаточно гулкий  во всех отношениях.

 

Всё самое лучшее, чего достигает человек, происходит по воле Божией, так как Господь, являясь Любовью, желает нам только добра, поэтому и рассматривать выше обозначенные преимущества мы будем исключительно с этой точки зрения. Кто-то может возразить: хотелось бы более обоснованно,  понаучней. Хочу сразу успокоить читателей –  в следующих статьях, будут и технико-экономические обоснования, но прежде рассмотрим данный вопрос на уровне христианского мировоззрения. Ибо объективную оценку данному аспекту темы можно дать, лишь рассматривая её через смысл жизни человека, который обретает он, постигая Истину Слова Божия.

 

Как только мы начинаем выделять для Бога какое-то специально отдельное место в нашей жизни, так сразу же  теряем её смысл и духовную основу своего бытия. Эта ситуация знакома многим. Как правило, мы живём по собственным понятиям, однако человеку необходимо быть постоянно погружённому в осознание того, что буквально каждый его шаг и каждое его дыхание должны быть выверены по Заповедям Господним, постоянно оберегающих нас от ошибок (промахов), то есть от греха. С неиссякаемой любовью Господь Заповедует (предписывает, настоятельно рекомендует) следовать Его Слову. И если мы не слышим Его, неизбежно попадаем в наихудшие или трагические для нас обстоятельства жизни. Образное понятие – наказание Господне – нам следует понимать не в буквальном смысле, так как Господь есть Любовь, но не палач – наказываем мы себя сами, не исполняя Его Заповеди. А это равносильно тому, если бы мы, проигнорировав закон земного притяжения, шагнули из окна, а не вышли в дверь, причём заметим: чем больше мы игнорируем этот закон – то есть наше окно находится на более высоком уровне – тем последствия  самонаказания за неисполнение Заповедей Его катастрофичней и непоправимей.

 

Где бы не находился человек, чем бы не занимался он – наукой, искусством, бизнесом – всегда и всюду сопровождают его множество вариантов решения одного и того же вопроса, но только один из них верный, и именно тот, который даёт нам Господь, то есть тот, который выверен по Его Заповедям. Отступления от них и есть грехопадение человека, ведущее всё человечество к неминуемой катастрофе, день и час которой не установлен, но напрямую зависит от духовно-нравственного состояния общества.

За многотысячелетний опыт цивилизации, человечеством подмечены следующие неотвратимые тенденции: как только человек получает в собственность больше, чем ему необходимо для жизни, так сразу же становится рабом собственного богатства.  Любой бизнесмен –  раб своего бизнеса. И чем крупнее его бизнес, тем меньше, при кажущемся благополучии, его существование можно назвать жизнью. Ибо богат не тот,  у кого больше, а тот которому хватает. Не зря Господь учит: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. (от Матфея 19:24; от Луки, 18:25, от Марка 10:25). Произнося это, Христос имеет в виду, что большое богатство, как правило, наживается путём  обмана – государства, партнёров, работников. Редко кому удаётся избежать подобных грехопадений, а если всё-таки и удаётся, то его непременно «пожирает» сама система.

Посвятив практически всю свою жизнь предпринимательству (общественной деятельностью занимаюсь не более года), до недавнего времени, как и многие, считал частную форму собственности самой эффективной и передовой. Но чем больше изучал Христианство, тем отчетливее понимал смысл слов, сказанных юноше, владеющему большим имением: «Продай своё имение, раздай нищим и следуй за Мной». Этим Христос не призывает к полному  отказу от собственности и уходу в монастырь. Он говорят нам о том, чтобы мы не прирастали сердцем к имуществу своему и имели его столько, сколько необходимо человеку для безбедной жизни, но не стремились к излишниму, ибо оно-то и губит человека. А для того, чтобы человек знал норму, Господь наделил его совестью, причём каждого – кристально чистой, но, к сожалению, не каждый следует велению её голоса. «…следуй за Мной» означает, – живи по Заповедям Моим, то есть будь ты беден или богат, прежде всего собирай непреходящие духовные ценности, которые останутся навсегда с тобой, а не материальные, которые, ты человек, непременно оставишь на земле. "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда". (2 Пётр.3;10-13)

 

В полной мере ощутив на себе искушения предпринимательской деятельности, хочу по человечески предупредить тех, которые имеют своё дело: если вы чувствуете особую, патологическую привязанность к своему бизнесу и имуществу, знайте – над вами нависла серьёзная угроза, и чем быстрее вы отреагируете на это, тем лучше для вас. Именно поэтому такие великие светильники как: Николай Угодник Чудотворец Мир Ликийских, унаследовавший большое состояние от родителей; Серафим Саровский и Серафим Вырицкий,  будучи купцами, опасаясь неизбежности грехопадения, в итоге предпочли монастырь коммерческому делу.

Но, при этом, не надо путать страсть привязанности к богатству с рачительным отношением к делу. Каждый легко может отличить одно от другого, хотя СМИ, в последние двадцать лет, активно навязывают нам превосходство успешного над порядочным. Это вовсе не означает, что надо отказаться от частной собственности на средства производства – речь идёт о нашем отношении к ней. Таким образом, мы приходим к выводу, что трудиться нам надо, и трудиться надо – усердно, при этом, не занимаясь стяжательством, справедливо распределять между собой результат общего труда. Подобное возможно именно на народных предприятиях.

 Экономика страны будет крепче и устойчивей тогда, когда в ней будут в полной мере представлены участники рынка со всеми существующими формами собственности, в том числе и общественной. Здоровая конкуренция между ними будет активно способствовать их совершенствованию, неся потребителю блага в виде добротного качества производимого товара и предельно низких цен на него.

Самым главным преимуществом народных предприятий, перед предприятиями с любой иной формой собственности заключается в отсутствии эксплуатации человека человеком, что создаёт наиболее благоприятные условия для соблюдения важнейших заповедей Господних, таких как:

  • возлюби ближнего своего, как самого себя;
  • не прирастайте сердцем к земному, ибо где ваше сердце там и вы.

Общественная форма собственности не вызывает у человека, свойственных всем нам собственнических пороков –  желание иметь большую долю в общем объёме, а ещё лучше всё безраздельно; или, взбираясь по карьерной лестнице госучреждения, поактивней поработать локтями. Ни на одном предприятии, человек не радуется достижениям другого так искренне, как на общественном, так как все сотрудники  работают на один результат. А плоды этого труда идут на заработную плату сотрудников, развитие предприятия и социальной сферы, а не на покупку яхт с ядерным щитом и прочих совершенно несуразных приобретений.

 

Очень важно не путать общественные, то есть народные предприятия с государственными, что в период Советской власти наблюдалось в СССР. Недальновидность этого периода развития нашей страны заключалась в том, что народное подменили государственным, исключив при этом частную инициативу, тем самым, лишив производителя честной конкуренции, предложив взамен надуманное социалистическое соревнование. Управляла этими предприятиями политноменклатура. Именно поэтому технологические линии на госпредприятиях десятилетиями не менялись, старело изношенное оборудование, а деньги на обновление технологий приходилось «выбивать». Да что там технологий – закупка материалов и отдельного оборудования давались с неимоверным трудом.

Преимущество народных предприятий заключается в том, что их рабочий коллектив имеет возможность участвовать: в определении норм и расценок на производимый товар; в формировании заработной платы работников; в развитии самого предприятия, причем на деле, а не на словах.

Российской экономике крайне не достаёт предприятий с общественной формой собственности на средства производства, то есть народных предприятий, которые способны не только активно участвовать в деле освоения сегментов рынка с невысокой рентабельностью производства, куда не стремиться частный бизнес, но и существенно влиять на остальных участников рынка, дополнительно усиливая степень честной конкуренции. Народные предприятия – это одна из прогрессивных и устойчивых форм собственности на рынке, так как абсолютно все его работники заинтересованы в конечном результате общего труда.

 

Деловая среда подобного рода предприятий, должна быть буквально пропитана  высоким духовно-нравственным настроем рабочего коллектива. В этом вопросе очень трудно переоценить значимость Церкви, ибо она должна представлять из себя не комбинат по оказанию ритуальных и прочих необходимых человеку услуг, а быть источником духовного просвещения и окормления членов её.

 

К вопросу реанимации и освоения земель опустевших районов РФ необходимо подходить очень бережно, с любовью. В конце концов – нет худа без добра – в том, что они опустели. В этом есть своё рациональное зерно: уж если от былой деятельности человека на земле ничего не осталось, то новая должна быть осмысленно полезной, а не просто – высокорентабельной.

 

В последнее время наметились нездоровые подходы к освоению опустевших районов, выразившиеся в издержках капитализма, когда энергичный иностранный инвестор имеет одну лишь цель – выжать из арендованной земли всё, что можно да побыстрей, а потом, в полном смысле этого понятия – «… хоть трава не расти». И не будет расти даже трава, и жить невозможно будет в том месте, где сейчас возводятся свинокомплексы для производства 100 тыс. голов в год. А ведь совсем ещё недавно, когда мы собственными руками сжигали по 30 тыс. голов свиней за один раз – учил нас Господь, да видно не научил – жажда наживы затмила Заповеди Его. Возводим Вавилонские башни, шарахаясь из одной крайности в другую.

 

Последний кризис, поразивший мировую экономику, ярко продемонстрировал явно определившиеся издержки капитализма, как общественно экономической формации, представляющей угрозу не только экономике, но и экологии планеты, а также духовной и социальной сферам человеческого общества. НО, это не означает, что надо немедленно запретить данную форму хозяйствования. Просто политику государства необходимо сориентировать на активную поддержку инициативы в деле создания народных предприятий, и оказать им максимально возможную финансовую помощь на первом этапе их развития. Эти меры не только послужат эффективным нивелированием обозначенных изъянов экономики страны, но станут надёжным гарантом её выздоравливания.

 

Так как же поднимать нам сельское хозяйство, как оживить аграрный сектор страны, столь необходимый отечественной экономике? Только с высоким духовно-нравственным подходом каждого участника этого сегмента рынка. И такими могут быть крестьянско-фермерские хозяйства – КФХ, сельскохозяйственные производственные кооперативы – СПК и небольшие народные предприятия.

 

С этой целью и создаётся ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СЕМЬИ, чтобы объединив усилия народа, церкви и государства, не наломав дров в очередной раз, а по хозяйски бережно и рационально, без гипертрофированных нагрузок, равномерно осваивать и заселять опустевшие районы на территории РФ.

Гигантомания в этом вопросе – это преступление против своего же народа, а так же уничтожение огромных территорий страны и её экологии.

 

Одной из важнейших задач Центра Семьи является духовно-нравственное воспитание населения с тем, чтобы помимо оказания разносторонней поддержки российским семьям, дать им возможность обрести истинные ценности, без чего возрождение семьи, как Малой Церкви и как институции категорически невозможно. Стране нужны полнокровные многодетные семьи, так как именно они и есть единственный потенциал для освоения земельных ресурсов и подъёма её экономики.

 

Народные предприятия являются одной из форм собирания российского общества, но не на баррикады, а для созидательного труда.

 

 С. Левашов.

16.05.2014 10:02:45